Размер текста Increase Font Size Reset Font Size Decrease Font Size

Навигация по сайту

Вы здесь - Ассоциации Педагогов - Архив Ассоциаций - ФГОС

Регистрация / Вход

Опрос

Особенности использования и восприятия сети Интернет педагогами ОО города Екатеринбурга

Заполнить анкету можно по адресу: https://docs.google.com/

Статистика посещений

ФГОС
Стратегическая задача школьного образования: достижение новых результатов образования через обновление его содержания и методов обучения.

Подборка нормативных документов федерального уровня, сопровождающих внедрение ФГОС НОО и СОО

1.       Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.декабря 2012 года, принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года // Вестник образования России. – 2013. - № 3-4. – С. 10-59.

2.       О внесении изменений в Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373. Приказ Министерства образования и науки 18 декабря 2012 г. № 1060, зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 февраля 2013 г. № 26993. // Вестник образования России. – 2013. - № 6. – С. 16-17.

3.       О создании условий для дистанционного образования детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъектах Российской Федерации. Справка к заседанию коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации 18 декабря 2012 г. (нормативная правовая база реализации мероприятий, методическое сопровождение мероприятий, перспективы развития дистанционного образования детей-инвалидов) // Вестник образования России. – 2013.  – № 2. -  С. 47-55.

С материалами можно ознакомиться в читальном зале МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя»

Полезные статьи

Работаем по стандартам нового поколения. Уроки в начальной школе

Предлагаем вашему вниманию технологические карты уроков по программе Эльконина – Давыдова. Авторы: учителя начальных классов высшей квалификационной категории гимназии № 40 Лукоянова М.Д. и Христолюбова А.Б. Общие подходы организации могут подойти для любой программы.

Технологические карты

Статья руководителя ГПА учителей начальных классов Гутковской Галины Ивановны «Преемственность детского сада и школы в условиях модернизации образования»

В условиях модернизации и инновационного развития важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни. На практике в образовательном процессе часто ценятся такие качества как умение действовать по образцу, послушание, принятие чужого мнения. Данное противоречие заставляет ещё раз осознать, что преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. 

 

Преемственность детского сада и школы в условиях модернизации образования

Мониторинг профессионального развития педагогов в соответствии с ФГОС второго поколения (опыт работы МБОУ гимназия № 177)

Одно из существенных условий внедрения стандартов второго поколения -  профессиональный уровень учителя, обладающего совокупностью компетентностей, необходимых для достижения обучающимися высокого уровня качества результата образования. Соответственно у методистов возникает необходимость работать над развитием профессиональных компетентностей учителей. В теории современной педагогики разработано немало подходов к осуществлению мониторинга профессионального развития педагогов. На практике не всегда удается реализовать модель определенного автора. В предложенном методическом пособии, разработанном в МБОУ гимназии №177 г. Екатеринбурга заместителем директора по УВР, канд. пед. наук Дядюн Татьяной Витальевной, за основу взяты система профессиональных компетенций Н.Л. Галеевой и примерные показатели эффективности деятельности учителя в системе управления качеством образования Д.А. Иванова.

Мониторинг

Пять основных понятий содержащихся в ФГОС

Презентация подготовлена Дядюн Татьяной Витальевной, руководителем ГПА учителей биологии Екатеринбургского Дома Учителя по материалам статьи Д.А. Иванова, канд. псих. наук, вед. науч. сотр., доцента ГОУ «Педагогическая академия последипломного образования», г. Москва «Определения основных понятий, содержащихся в ФГОС», опубликованной в «Справочнике заместителя директора школы» №8 2012. 

Презентация основные понятия ФГОС

Урок - призёр смотра – конкурса видеоуроков

Предлагаем  ознакомиться с уроком окружающего мира в 1 классе  по теме «Домашние любимцы и комнатные растения». Проведённым в МБОУ СОШ № 201 «Согласие» учителем высшей квалификационной категории Куцепаловой Еленой Владимировной. Данный урок стал призёром районного смотра – конкурса  видеоуроков «Урок ФГОС – 2: первые успехи».

На данном уроке можно увидеть практическую реализацию системно-деятельностного подхода в реализации образовательного процесса. В начале урока детям предлагается проблемная ситуация, в поиске решения которой обучающиеся овладевают новыми способами деятельности.

Всем желающим предоставляется возможность ознакомиться с конструктом и видеозаписью данного урока.

 

Руководитель ГПА учителей начальных классов Гутковская Г.И.

Технологическая карта урока

Галеева Н.Л., профессор кафедры повышения квалификации и переподготовки кадров МПГУ «Модульная технология планирования учебного процесса в рамках учебного предмета»

В презентации изложен материал по современным подходам к планированию учителем учебного процесса, показан алгоритм составления технологических карт учебной темы в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, в доступной форме демонстрируется последовательность действий учителя при использовании модульной технологии  планирования. Дается структура информационно-дидактической поддержки учебной темы (ресурсное обеспечение учебного модуля).

Скачать презентацию

Рабочие программы по биологии для 9 и 11 класса

Рабочие программы по биологии для 9 и 11 класса разработаны учителем гимназии № 177, руководителем Городской Ассоциации учителей биологии Дядюн Татьяной Витальевной

 

РП для 9 класса и РП для 11 класса

Рабочие программы

Список литературы по данным электронного каталога Читального зала и ресурсам Интернет

Рабочие программы

Последнее обновление 07.06.13 15:20
 
Архив 2011-2012

Рекомендации по организации системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся. Портфолио

  • Рекомендации по организации системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся. Портфолио
  • Оценка достижений планируемых результатов
  • Из опыта коллег. Портфолио ученика начальной школы
  • Ивлева И.В. Портфолио учащегося

Скачать рекомендации

Работаем по стандартам второго поколения. «Особенности реализации внутришкольной модели внеурочной деятельности учащихся 1 классов в лицее № 110 им. Л.К. Гришиной»

11 апреля 2012 года в рамках реализации плана работы городской Ассоциации учителей начальных классов в рамках семинара по теме «Особенности реализации внутришкольной модели внеурочной деятельности учащихся 1 классов» был представлен опыт методической деятельности кафедры начального образования МАОУ лицея № 110 им. Л.К. Гришиной.

В рамках семинара-практикума педагоги начального общего образования представили педагогическому сообществу города опыт психолого-педагогического сопровождения внеурочной деятельности в лицее (Музипова В.С., учитель-логопед, Зубова Н.В., психолог). Практический опыт реализации внеурочной деятельности в первых классах в рамках реализации ФГОС второго поколения был представлен серией мастер-классов по программам внеурочной деятельности:

  • «Азбука пешехода» (Лебедева Е.С.)
  • «Технология оригами как средство развития творческих способностей школьников» (Яркова М.А.)
  • «Здоровье первоклассника» (Учителя кафедры здоровья)
  • «Я – исследователь» (Лебедева Е.С., Решетняк Л.В.)

Высокий профессионализм и творческий поиск в реализации внеурочной деятельности вызвал большой интерес педагогов, присутствующих на данном мероприятии. Вызывает уважение творческий поиск коллег в условиях отсутствия целевого финансирования. Интересен подход ОУ к формированию у обучающихся УУД  в рамках реализации внутришкольной модели внеурочной деятельности.

Гутковская Г.И., руководитель городской Ассоциации учителей начальных классов

Опыт работы по программам внеурочной деятельности

Работаем по стандартам нового поколения. Статья Халтуриной Галины Павловны, учителя начальных классов МБОУ гимназии №2

Халтурина Галина Павловна,
учитель начальных классов МБОУ гимназии №2

Обучение первоклассников учебной деятельности 
на уроке окружающего мира
через  технологическую последовательность производства хлеба

 Ни для кого не секрет, что урок – это часть процесса, ограниченного временными рамками. Приоритетной задачей  современного урока стало получение результата на уровне каждого обучающегося, чему способствует  уместно организованная самостоятельная деятельность обучающихся.

 На уроке Окружающего мира в 1 классе по теме «Почему мы должны хлебом дорожить?»большая часть времени была уделена  самостоятельной деятельности обучающихся по чёткому алгоритму под руководством хорошо читающих детей - консультантов. Такая работа даёт возможность детям с разным уровнем развитием чувствовать себя комфортно и  получить удовольствие от выполненной работы. Первоклассники выполняли задания, позволяющие в игровой форме осознать процесс производства хлеба, на 5 станциях: « Посев пшеницы»,  «Уход за посевами»,  «Изготовление муки»,  «Приготовление теста»,  «Изготовление мини-булочек».

 В начале работы  на каждой станции им предстояло выбрать один из вариантов посева, ухода или изготовления своего объекта, выбрать инструменты и материалы, таким образом, дети учились структурировать уже имеющиеся знания, осознанно перерабатывать полученную информацию и делать выводы в результате совместной работы.  В процессе самостоятельной работы первоклассники учились осознанно выполнять операции согласно инструкции, управлять поведением партнёров группы, осуществлять самопроверку. Это позволило  обучающимся расширить круг представлений о профессиях, занятых при производстве хлеба.  Главной воспитательной задачей урока,  было осознание того, что хлеб-результат труда не одного десятка людей разных профессий (около 120), и каждый человек, занятый при производстве хлеба не может обойтись без результатов труда другого специалиста, а общий результат зависит от качества труда каждого из них.

На уроке педагогически целесообразно использовать современные технические средства, что позволит детям увидеть  не только апробированный ими на уроке ручной способ производства хлеба, но и  механизированный.

На уроке большая часть времени  была посвящена развитию коммуникативных универсальных действий: умению слушать и понимать речь других, умению осознанно и произвольно строить собственное речевое высказывание, оценивать работу группы по плану.

Велики возможности урока для реализации воспитательного потенциала, связанного с бережным отношением к хлебу, осознанием того почему хлебом нужно дорожить. Возможно, воспоминание о  трудном, голодном периоде жизни страны -  Великой Отечественной войне и блокаде Ленинграда. Во внеурочной деятельности желательно заочное или очное путешествие по музеям нашего города, в том числе и музею под открытым небом у Окружного дома офицеров,  беседы  с воспоминаниями о родных, живших и погибших в эти страшные годы, о подвиге тружеников тыла.

В конце урока обучающиеся осуществили эмоциональную самооценку собственной деятельности,  соотнеся цель и  достигнутый результат.

Традиционно была  показана и рекомендована дополнительная литература по теме урока, что способствует развитию мотивации к самообразованию.

Доклад Н.А. Мухаметьяновой на V форуме педагогических и руководящих работников города Екатеринбурга. Тема доклада «Реализация требований ФГОС: 5 ключевых позиций методического сопровождения».

Материалы семинара для членов ГПА по теме: «Федеральный государственный образовательный стандарт: от новых целей – к новым результатам»

Работаем по стандартам нового поколения

Внедрение стандартов нового поколения требует комплексного подхода к организации образовательного процесса, включая урочную и внеурочную деятельность обучающихся. Понимая, что результат образования в соответствии с требованиями ФГОС, необходимо достигать на уровне каждого ребёнка и рассматривать его в единстве предметной, метапредметной и личностной составляющих, особую важность для развития младшего школьника имеет  грамотная организация всех видов деятельности обучающегося и целенаправленное  взаимодействие всех служб образовательного учреждения для получения качественного результата.

Предлагаем вашему вниманию технологическую карту психологического занятия в первом классе, представленного на семинаре-практикуме «Современный урок: каким он должен быть?» в МБОУ СОШ№ 202 «Согласие» Трухиной Еленой Геннадьевной в октябре 2011 года. На данном занятии по программе  Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я» использованы приемы технологии развития критического мышления, позволяющие каждому ребенку не только стать активным участником образовательного процесса, но и полностью осознать и принять правил поведения на перемене. Первоклассник  делает осознанный выбор формы и места проведения игры через исследование и критический анализ деятельности. Находкой педагога стало использование театрализованных сценок кукольного театра для создания проблемной ситуации на занятии, возникающей в жизни любого первоклассника по планированию и организации свободного времени на перемене, и обучения оценке деятельности сказочных героев, так напоминающих его самого и его одноклассников. В ходе занятия дети анализируют, думают, пробуют, рассуждают, проверяют свои предположения в деятельности и приходят к осознанному ответственному выбору, позволяющему скорректировать своё поведение и планировать деятельность в будущем.

Данное занятее не только способствует успешной адаптации первоклассников, но и решает задачи формирования УУД, позволяет достигать более высокого уровня развития личностной и метапредметой составляющих результата образования первоклассника, в соответствии с обновленными требованиями  общества, семьи и школы, объединенными в новом ФГОС

Руководитель Городской Ассоциации учителей начальных классов, учитель начальных классов МБОУ-СОШ № 141 Гутковская Г.И.

Технологическая карта  занятия

 

Нормативная база

Уважаемые педагоги!

 Предлагаем информацию об утвержденных  и разрабатываемых нормативных документах

в области Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)

http://www.mon.gov.ru/dok/akt/8498/

Об организации внеурочной деятельности  при введении федерального   государственного образовательного   стандарта общего образования

Представлены материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования, которые были представлены на заседании Координационного совета при Департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования 19 апреля 2011 г.

http://www.standart.edu.ru/doc.aspx?DocId=8388

О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.10.2009. № 373 : утв. Приказом Минобрнауки РФ от 22.09.2011 № 2357, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 декабря 2012 № 22540.

Приказом утверждаются изменения, которые вносятся в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждѐнный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный № 15785), с изменениями, внесѐнными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011 г., регистрационный № 19707

Рекомендации по разработке рабочих программ по предметам

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет: «Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования».        

В соответствии ст. 32 Закона «Об образовании» образовательное учреждение разрабатывает и утверждает образовательные программы, учебные планы и рабочие программы учебных курсов.

Рабочая программа учебного предмета – документ образовательного учреждения, разработанный на основе примерной учебной программы  или авторской программы посредством внесения изменений и дополнений в содержание учебного предмета, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения и т.п. Рабочая программа учителя должна давать представление о том, как в практической деятельности педагога реализуются федеральный государственный образовательный стандарт  при изучении конкретного предмета.

При переходе к стандартам нового поколения учителю необходимо учесть, что принципиальным их отличием является  опора на деятельностную парадигму образования, что предполагает включение в тематическое планирование  специальной структурной единицы – характеристика деятельности учащихся. Деятельность младшего школьника рассматривается как обязательная компонента содержания образования, что и определяет новизну и современность образования. Рабочая программа по предмету должна коррелироваться с программой по формированию и развитию универсальных учебных действий.

Предлагаем познакомиться с видеолекцией кандидата педагогических наук Маргариты Романовны Леонтьевой,  одного из разработчиков ФГОС НОО, об основных образовательной и рабочей программах http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=29360 и презентацией Ивлевой Ирины Валерьевны, начальника учебного отдела МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя»

Скачать презентацию

Материалы семинара «Проектирование программы коррекционной работы» Кристининой Ирины Анатольевны, к.п.н. (г. Москва)

Последнее обновление 15.10.12 11:30
 
Архив 2010-2011

Федеральный государственный образовательный стандарт как социальная конвенциональная норма, реализующая общественный договор

Согласование потребностей и интересов является важнейшим шагом успешности политики вообще и политики в образовании в особенности. Следует признать, что разрыв между образованием и потребностями государства, общества и личности не сокращается, а увеличивается. Причины нарастающей рассогласованности в том, что в сложном дифференцированном обществе не может быть полного единообразия интересов в отношении образования.

Это означает, что в основе стандарта должен лежать новый тип взаимоотношений между личностью, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений покоится на принципе взаимного согласия личности, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей), в рамках которых только и возможен прогресс в области образования. Таким образом, стандарт – общественный договор, включающий баланс взаимообязательств и баланс требований.

При разработке стандарта индивидуальные, общественные и государственные потребности и интересы можно классифицировать следующим образом.

Индивидуальные потребности личности (семьи) в области общего образования интегрируют потенциал личностной, социальной и профессиональной успешности обучающихся.

Личностная успешность – полноценное и разнообразное личностное становление и развитие с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей.

Социальная успешность – органичное вхождение в социальное окружение и участие в жизни общества.

Профессиональная успешность – развитость универсальных трудовых и практических умений, готовность к выбору профессии.

Социальный заказ – общественные запросы в области общего образования – интегрирует потребности личности и семьи и обобщает их до уровня социальных потребностей. К их числу относятся следующие.

Безопасный и здоровый образ жизни – следование принципам безопасного и здорового образа жизни, готовность к соответствующему поведению на основе полученных знаний и умений.

Свобода и ответственность – осознание нравственного смысла свободы в неразрывной связи с ответственностью, развитость правосознания, умения делать осознанный и ответственный личностный выбор.

Социальная справедливость – освоение и принятие идеалов равенства, социальной справедливости, гармонии и разнообразия культур как демократических и гражданских ценностей.

Благосостояние – активная жизненная позиция, готовность к трудовой деятельности, обеспечивающей личное благополучие в условиях рыночной экономики.

Государственный заказ – государственные запросы в области общего образования – представляет собой наиболее общую характеристику индивидуальных и общественных потребностей. Государственный заказ направлен на обеспечение следующих приоритетов.

Национальное единство и безопасность – формирование системы ценностей и идеалов в результате освоения нравственных ценностей, единого государственного языка и образцов национальной культуры, воспитание патриотизма, стремления обустроить и защитить Родину.

Развитие человеческого капитала – подготовку поколения нравственно и духовно зрелых, самостоятельных, активных и компетентных граждан, живущих и работающих в свободной демократической стране в условиях информационного общества и рыночной экономики.

Конкурентоспособность – фундаментальную общекультурную подготовку как базу профессионального образования, прикладную и практическую ориентацию общего образования.

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ

Согласно основному глоссарию ФГОС: Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ – это «описание совокупности компетентностей выпускника образовательного учреждения, определяемых личностными, общественными и государственными потребностями к результатам освоения основных общеобразовательных программ».

Требования сформулированы на основе обобщения и согласования ожидаемых перспектив и запросов личности, семьи, общества и государства к сфере образования.

Требования являются инвариантными и обязательными для исполнения на всей территории российской федерации. Они могут быть дополнены:

  • требованиями субъектов российской федерации,
  • образовательных учреждений,
  • учителей в целях более полного отражения потребностей региона,
  • специфики образовательной программы ОУ
  • специфики контингента обучающихся.

Требования:

  • задают критерии оценки личностных, метапредметных и предметных результатов на каждой ступени школьного образования,
  • характеризуют планируемые результаты, возможность достижения которых должна быть гарантирована всеми учреждениями, реализующими программы основного общего образования,
  • являются составной частью примерных учебных программ по предметам, программ развития универсальных учебных действий учащихся, программ воспитания и социализации учащихся.

Требования к результатам освоения основных образовательных программ являются ключевой составляющей Стандарта, которые существенно расширяют представление об образовательных результатах и ориентируют не только на нормирование предметных результатов, но и на достижение метапредметных и личностных результатов.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального и основного общего образования:

  • личностными, включающими готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
  • метапредметными, включающими освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
  • предметными, включающими освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Состояние разработки и утверждения стандартов

  • ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785)
  • ФГОС основного общего образования – в стадии разработки (ориентировочный срок внесения проектов в Совет при Министерстве – май 2010 года);
  • ФГОС среднего (полного) общего образования – в стадии разработки (ориентировочный срок внесения проектов в Совет при Министерстве – май 2010 года)

Введение федерального государственного стандарта общего образования

alt

Критерии готовности ОУ к введению стандарта

  • разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования ОУ;
  • нормативная база ОУ приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое  обеспечение  и т.п.);
  • приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции работников ОУ;
  • определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования;
  • разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников ОУ, в том числе стимулирующих  надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ;
  • определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями(ем) дополнительного образования детей);
  • разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС;
  • осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов (возможно поэтапно по мере введения ФГОС начального общего образования);
  • обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями  ФГОС.

Школа возвращает себе воспитательную функцию

Стандарт нацелен и на возрождение воспитательной работы. Школа должна формировать у своих учеников чувство гражданской идентичности, воспитывать патриотов России, формировать учебную мотивацию, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, критическое мышление, толерантность и многое другое. Уровень сформированности личностных качеств у каждого школьника, конечно, не будет оцениваться персонифицировано - образно говоря, «ЕГЭ по воспитанию» никто не будет вводить. Оценить эти результаты можно с помощью социологических исследований на уровне муниципальной, региональной или в целом федеральной системы образования.

Внеурочная деятельность

Из тех новшеств, которые будут замечены большинством учащихся и их родителей, это, прежде всего, появление внеурочной деятельности в учебном плане школы. На нее отводится примерно десять часов в неделю во второй половине дня, то есть в среднем по два часа каждый день. Организация внеурочной деятельности будет входить в обязанности школы и учителей, и у семей появится возможность выбора - дети смогут выбрать себе интересное дело: спортивно-оздоровительные занятия, рисование, музыку.

Внеурочные занятия не должны быть продолжением или углублением традиционного содержания школьного образования, и тогда они будут способствовать нормализации учебной нагрузки. Причины ухудшения здоровья, снижения работоспособности и быстрой утомляемости не в количестве часов, а в однообразии школьных уроков: по большому счету, дети на них занимаются одним и тем же.

Разработчики стандарта прекрасно понимают: введение ряда новых требований к содержанию программ, к организации образовательного процесса потребует новых нормативов, касающихся условий образовательной деятельности школы. Поэтому в стандарте появился новый компонент, отражающий требования к условиям обучения - финансированию школ, их материально-технической базе, уровню квалификации учителей.

В стандарте определены требования к

результатам освоения основных общеобразовательных про-грамм
  • зафиксированы личностные, метапредметные, предмет-ные результаты;
  • преемственность результатов для разных ступеней обуче-ния;
  • зафиксирован системно-деятельностный подход к обуче-нию.
структуре основных общеобразовательных программ
  • обязательная часть и часть, формируемая участниками об-разовательного процесса и их соотношение
  • определены разделы основной образовательной про-граммы (содержательно и количественно)
  • интеграция учебной и внеучебной деятельности
  • «неаудиторная занятость»
условиям реализации основных общеобразовательных про-грамм
  • кадровые
  • финансовые
  • материально-технические
  • информационно-образовательная среда и учебно-методическое обеспечение

Задача современного образования – формирование совокупности универсальных учебных действий

Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем соз-нательного и активного присвоения нового социального опыта.

Функции универсальных учебных действий:
  • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать не-обходимые средства и способы их достижения, контролировать и оце-нивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореали-зации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компе-тентностей в любой предметной области.
Виды универсальных учебных действий
  • Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, т.е. знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нрав-ственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и меж-личностных отношениях.
  • Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности: целеполагание,  планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
  • Познавательные универсальные действия включают общеучебные, ло-гические, постановку и решение проблемы.
  • Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуж-дении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить про-дуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрос-лыми.

Сравнение образовательных стандартов и Стандарты как общественный договор

О концепции духовно-нравственного воспитания

Процесс образования - не только  процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и  процесс развития лич­ности, принятия духовно-нравствен­ных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому воспи­тание в школе должно быть органично включено в  процесс школьного обучения.

Духовно-нравственное воспитание основывается на нескольких обязательных принципах:

  • Восстановление понятия и принципа духовности;
  • Постоянное мотивирование ребенка к «душеизучению и душепос­тижению»;
  • Постоянная забота школы о том, чтобы уберечь детей от  набора негативных  цен­но­стных уста­новок;
  • Постоянная демонстрация всеми взрослыми сообществами школы образцового пове­дения, об­разцового служения детям и людям в целом;
  •  Привлечение  школьников к участию в создании школьных, семейных традиций;
  • Привитие понятий  национальных ценностей.  

Образовательные компоненты духовно-нравственного воспитания должны включать в себя:  

Нравственное воспитание, которое предполагает в любое время,  поощрение  ценностно значимых по­ступков: проявление трудолюбия, уважения к товарищу, к старшему, выполнение данного обеща­ния, намерение говорить правду, бе­режливое отношение к собственности школы, готов­ность помочь однокашнику-инвалиду, любые проявления доброты. Такое по­ощрение формирует устойчивое от­ношение, веру в цен­ности, во­площаемые в этих по­ступках.

Духовное образование -  препода­вание основ того культурного наследия, которое было создано ми­ровой  духовной мыс­лью – мыслью, побуж­дающей к познанию самого себя, к самотворению, к срав­нению себя с идеальным, с абсолютными ценностями. Духовное в человеке – это «творческая жизнь души». Формирование духа – это постепенное  превращение ребенка в «участ­ника в духовном дела­нии».

Социальное воспитание - это  проекты,  социализирующие личность (спонсорство, мило­сердие, выхаживание, благотворительность, помощь  местному сообществу,  престарелым, сверстникам-ин­валидам).

Патриотическое воспитание, патриотизм – это чувство моего Я в малой родине, в большой Родине, в месте рождения, проведения детства,  в народности, народе, роде, се­мье. Это особая категория  среди  разнообразных  чувств любви и привязанности. А лю­бовь это  двойное ожидание - «получе­ния» чего-то от объекта любви и отчуждения себя в пользу такого объекта. Это своего рода «инве­стиции и отдача от  них».  Патриотизм из «голого»  знания не возникает,  ибо это чув­ство «моего», мною создаваемого и обере­гаемого (наследуемого).

Культурное  образование - служит воспитанию вкуса к образцам, ибо «культура есть со­вокупность абсо­лютных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его ду­ховно-обще­ственное бытие». По­этому приоб­щение к куль­туре должно воплощаться в творчестве ребенка, в творении им  «культурных продуктов».

Кросскультурное образование - это широкое распространение школьных про­грамм сохранения ок­ружаю­щей среды (школьный двор, ландшафты дошкольных образовательных учреждений, сво­его дома, образовательных округов и т.д.). В еще большей мере это относится к програм­мам сохранения и  укрепления здоровья, про­граммам здорового образа жизни.

Поликультурное воспитание - это воспитание диалогич­ности с другими культурами,  терпимости к ценно­стям других народов (цивилизаций), а также к культурам некоторых  отдельных групп наро­дов.

Духовно-нравственное воспитание в современных условиях невозможно без соци­ально-пе­да­гогического партнерства. Должны выстраивать парт­нерские отноше­ния с другими субъ­ектами со­циализации: семьей, общественными органи­зациями и традиционными россий­скими религиозными объединениями, учреждениями культуры и спорта, средствами массо­вой информации.

Программа формирования культуры здорового и безопасного  образа жизни обучающихся

Это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:

  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
  • научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
  • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
  • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни  обучающихся на ступени начального общего образования являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
  • Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
  • Об организации обучения  в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);
  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
  • Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо  МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.).

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

 

  • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
  • факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
  • чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
  • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
  • особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.

Видеолекции разработчиков стандарта

Лекция «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования»
Автор Кондаков Александр Михайлович, генеральный директор издательства «Просвещение», научный руководитель Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования, доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования.
Просмотр видео:   Часть 1, часть 2.

Лекция «Духовно – нравственное воспитание российских школьников и особенности его реализации в начальной школе»
Автор  Данилюк Александр  Ярославович, главный редактор журнала «Педагогика», доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования.
Просмотр видео:   Часть 1, часть 2.

Лекция «Информационно-образовательная среда - важнейший компонент новой системы образования»
Автор Дронов Виктор Павлович, директор по развитию издательства "Просвещение", доктор географических наук,  член-корреспондент Российской академии образования.
Просмотр видео:   Часть 1, часть 2.

Лекция «Основная образовательная программа начального общего образования федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
Автор  Феденко Любовь Николаевна, заместитель  директора Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования,  кандидат педагогических наук.
Просмотр видео:   Часть 1, часть 2, часть 3.

Лекция «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования как система обязательных требований»
Автор Логвинова Ирина Михайловна, заместитель  директора Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования, кандидат педагогических наук,  доцент.
Просмотр видео:  Просмотр видео.

Лекция «Формирование универсальных учебных действий  в начальной школе»
Автор Карабанова Ольга Александровна, профессор кафедры возрастной психологи факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, доктор психологических наук.
Просмотр видео:   Часть 1, часть 2, часть 3, часть 4.

Лекция «Стандарты и учебный процесс  в начальной школе»
Автор  Логинова Ольга Борисовна, заместитель руководителя Научно-образовательного центра издательства «Просвещение», кандидат педагогических наук.
Просмотр видео:   Часть 1, часть 2, часть 3.

Лекция «Воспитательный потенциал внеурочной деятельности в начальной школе»
Автор Григорьев Дмитрий Васильевич, заведующий отделом методологии и технологии воспитания Федерального института развития образования, заместитель главного редактора журнала "Народное образование", кандидат педагогических наук, доцент.
Просмотр видео:   Просмотр видео.

Источник информации: www.standart.edu.ru

Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения

Основная образовательная программа (ООП) образовательного учреждения определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

ООП разрабатывается и формируется с учетом

  • типа и вида образовательного учреждения;
  • образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса;
  • рекомендаций органов самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением;
  • особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения;
  • возрастных, психологических и физиологических индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста;
  • социокультурных особенностей и потребностей региона, в котором осуществляется образовательный процесс.

ООП содержит следующие разделы:

  • пояснительная записка;
  • планируемые результаты освоения обучающимися ООП начального общего образования;
  • базисный учебный план образовательного учреждения;
  • программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
  • программы отдельных учебных предметов, курсов;
  • программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
  • программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • программа коррекционной работы;
  • система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.  

Примерная ООП

Информационно-образовательная среда – важнейший компонент новой системы образования

В свете внедрения ФГОС предполагается широкое внедрение новых технологий, прежде всего информационно-коммуникационных. Отсюда вырисовывается новая цель современного образования: сформировать новую образовательную систему, которая должна стать главным инструментом социо-культурной модернизации общества. Это не только технологическая модернизация, но модернизация в умах, привитие новых стереотипов поведения.

  • Новые технологии фактически формируют новые условия развития образования.
  • Стремительный рост информационно-ресурсной базы.
  • Свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам.
  • Дистанционность.
  • Мобильность.
  • Возможность формирования социальных образовательных сетей и образовательных сообществ.
  • Интерактивность.
  • Возможность моделирования и анимирования различных процессов и явлений.

Содержание образования должно охватить систему духовно-нравственных ценностей, систему научных представлений по предмету, систему универсальных учебных действий, т. е. мы должны сделать знания действенным инструментом в руках каждого ученика.

Возникает вопрос, как достичь поставленных целей.

Ответ на этот вопрос дается в стандартах. «Эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой». Информационно-образовательная среда (ИОС) – это система информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения. Из этого определения видно, что ИОС выступает одновременно и как условие, и как средство формирования новой системы образования.

Нельзя ставить знак равенства между ИОС и внедрением информационно-коммуникационных технологий. Конечно, без ИКТ-технологий невозможно развитие, но понятие ИОС – гораздо шире. Это открытая педагогическая система, направленная на формирование творческой интеллектуальной и социально развитой личности.

ИОС представляет собой совокупность взаимодействующих систем:

  1. информационных образовательных ресурсов;
  2. компьютерных средств обучения;
  3. современных средств коммуникации.
  4. педагогические технологии

Екатеринбург ФГОС Кондаков

Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения

Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин,  то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как   ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

В нашем ОУ имеются достаточные  условия для ВУД, а именно:  школа полного дня; дополнительные образовательные услуги (студия бального танца, хор, оркестр);  собственные подготовленные кадры.

Исходя из этого, мы выбрали следующие направления ВУД:

  1. Спортивно – оздоровительное, т.к. двигательная активность в 1 классе оказывает большое значение во всех аспектах развития ребенка.
  2. Поскольку художественно-эстетическое направление  в полной мере представлено дополнительными услугами, востребованным среди детей и родителей оказалось прикладная  часть – изобразительная деятельность.
  3. Проектная деятельность в нашей гимназии является частью образовательной системы и  на развитие исследовательских умений направлена программа МДО. Внеурочная деятельность позволила нам реализовать данный курс в полной мере.
  4. Научно-познавательное и гражданско-патриотическое направление объединены в проект  по краеведению "Юный турист".

Распределение часов составляет: "Здоровей-ка" – 3 часа,  МДО – 4 часа, "Страна чудес" – 1 час и "Юный турист" – 2 часа

Организация ВУД идет в трех направлениях:

  1. Реализация образовательных программ ВУД, разработанных педагогами гимназии: программа "Здоровей-ка", "Страна чудес", Юный турист" и программа Междисциплинарного обучения  "Одаренный ребенок" автор Н.Б. Шумакова.
  2. Включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы гимназии;
  3.  Использование дополнительных  ресурсов образования, сотрудничество с КИП (Команда искателей приключений).

Иллюстрацией построения программы ВУД может являться программа «Юный турист».  Программа состоит из 4 блоков:

  • блок «Экскурсии Юного Туриста» рассчитан на ознакомление учащихся с культурным наследием Урала;
  • блок "Школа юного туриста" включает в себя теоретические и практические занятия по туризму и краеведению, включая и короткие походы.
  • блок зоолого-фенологический: наблюдение за городскими и перелетными птицами, занятия с орнитологом, ведение дневников, составление паспорта птиц, коллективный проект.
  • блок "Уральские изюминки" включает в себя знакомство с интересными и знаменитыми людьми: краеведы, путешественники, туристы, исследователи и учёные.

Каждое занятие планируется по следующей схеме: познавательная часть, учебные действия детей и контроль и оценка результата

Период между экскурсиями планируется  как подведение итогов предыдущего блока программы и подготовка к следующему погружению, и может быть организован в форме беседы, практического занятия, дискуссии, анкетирования, видеопросмотра, составления компьютерных презентаций и др.

Результатом обучения по программе  является овладение уровнем развития знаний, и универсальных учебных действий, которые отнесены ФГОС к надпредметным результатам.

По итогам освоения программы ребенку выдается сертификат, который становится частью его портфолио.

Болячкина О.Ф., зам.директора
МАОУ «Гимназия №47» г. Екатеринбурга

Краткая характеристика систем учебников, содержание которых соответствует ФГОС НОО (учебники, принадлежащие к системе учебников)

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 2080 от 24.12.2010 утвержден Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год. В перечне выделены учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (учебники, принадлежащие к системе учебников).

Такими системами учебников являются:

  1. «Школа России» (Издательство «Просвещение», http://school-russia.prosv.ru/default.aspx).
  2. «Перспектива»  (издательство «Просвещение», http://www.prosv.ru/umk/perspektiva).
  3. «Школа 2100» (издательство «Баласс», www.school2100.ru).
  4. «Начальная школа XXI века» (издательство «Вентана-Граф», http://www.vgf.ru/tabid/186/Default.aspx).

Скачать презентации

1. Ценность системы учебников «Школа России» состоит в том, что ей присущи характеристики, которые очень значимы для учителя: фундаментальность, надёжность, стабильность, и вместе с этим открытость новому, соответствие требованиям современной информационно-образовательной среды. Система учебников «Школа России» отличается значительным воспитательным потенциалом, эффективно реализует подходы, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

К принципиально важным результатам образования в начальной школе ФГОС относит формирование универсальных учебных действий как основы умения учиться. В этой связи структура и содержание всей системы и каждого учебника направлены как на организацию различных видов деятельности учащихся, так и на использование современных методов и технологий обучения педагогами.

ФГОС большое внимание уделяет работе учащихся с информацией как одному из важнейших компонентов умения учиться. В связи с этим в системе учебников «Школа России» разработана специальная система навигации, позволяющая ученику ориентироваться внутри системы, а также выходить за ее рамки в поисках других источников информации.

2. Система учебников «Перспектива» создана на концептуальной основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением тесной связи с лучшими традициями классического школьного образования России. Дидактической основой системы учебников «Перспектива» является дидактическая система деятельностного метода (Л.Г. Петерсон), построенная на синтезе идей развивающего образования с традиционной школой.

Обучение строится таким образом, что введение новых понятий и идей, первоначально представленных в наглядно-образной форме или в виде проблемной ситуации, предшествует их последующему детальному изучению. Каждый учебник снабжен системой заданий, направленных на развитие как логического, так и образного мышления ребенка, его воображения, интуиции. В учебниках системно выстроен теоретический материал, к которому предложены практические, исследовательские и творческие задания, позволяющие активизировать деятельность ребенка, применять полученные знания в практической деятельности, создавать условия для реализации творческого потенциала ученика.

Информационно-образовательная среда, создающаяся учебниками ОС «Перспектива», обеспечивает включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе которой создаются условия для надежного достижения определенных ФГОС личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции - умения учиться.

3. Обучение в рамках образовательной системы «Школа 2100» представляет собой процесс, опирающийся на единую методическую и психологическую базу и максимально учитывающий возрастные особенности учащихся. Три кардинальные и принципиальные позиции отличают ОС «Школа 2100».

  • Системность. Дети с 3-х лет и до окончания школы учатся эффективно пользоваться своими знаниями и умениями по  целостной образовательной системе, посредством которой максимально раскрываются способности ребенка, на доступном языке даются ответы на важнейшие вопросы: «Зачем учиться?», «Чему учиться?», «Как учиться?». Все учебники и учебные пособия основаны на единых подходах к содержанию, сохраняют методологическое, дидактическое, психологическое и методическое единство, в них используются одни и те же основные образовательные технологии, которые, не меняясь по сути, трансформируются на каждом этапе обучения.
  • Непрерывность.  «Школа 2100» - это совокупность предметных курсов от дошкольного образования до старшей школы. Под непрерывностью авторы понимают наличие последовательной цепи учебных задач на всем протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих в ходе их решения постоянное, объективное и субъективное продвижение учащихся на каждом из последовательных временных отрезков.
  • Преемственность. Под преемственностью понимается непрерываемость на границах различных этапов или форм обучения: детский сад – начальная школа, начальная школа – основная школа, основная школа – старшая школа, школа – вуз, вуз – последипломное обучение, то есть, в конечном счете, единая организация этих этапов или форм в рамках целостной системы образования.

4. Система учебников «Начальная школа XXI века» строится на следующем принципе обучения: начальная школа должна быть природосообразной, соответствовать потребностям детей этого возраста, учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации.

Важная особенность "Начальной школы ХХI века" состоит в том, по УМК позволяет успешно формировать основные компоненты учебной деятельности: в методике обучения особое внимание уделяется, во-первых, целенаправленному использованию моделирующей деятельности, во-вторых, авторами создана система игр с правилами, которые развивают необходимые для учения качества, в третьих,  в содержании и структуре средств обучения отражены новые подходы к развитию контролирующей и оценочной деятельности учащихся.

В УМК достигается переход с приоритета репродуктивной и инструктивной деятельности на приоритет поисково-исследовательской: школьник является равноправным участником процесса обучения, он может выдвинуть свою гипотезу, выбрать и обосновать свой путь решения учебной задачи, вступить в дискуссию. В УМК  усилено внимание к творческой деятельности учащихся, которая включает инициативу и самостоятельность каждого обучающегося.

Введение ФГОС: десять базовых признаков эффективного управления

В связи с реализацией во всех общеобразовательных учреждениях федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, издательство «Академкнига/Учебник» 28 ноября 2011 года проводило информационно-аналитический семинар на тему «Введение ФГОС: десять базовых признаков эффективного управления».

Семинар предназначен для специалистов региональных и муниципальных органов управления образованием, сотрудников институтов повышения квалификации и методических центров, руководителей общеобразовательных учреждений и их заместителей.

В ходе работы семинара рассматривались следующие вопросы:

  • план введения ФГОС начального общего образования - от разработки к реализации;
  • основная образовательная программа начального общего образования - формальный и неформальный подходы к использованию в образовательном процессе;
  • требования к учебникам и учебным  пособиям в условиях реализации ФГОС;
  • особенности методической работы  на разных уровнях образовательной системы;
  • реализация моделей внеурочной деятельности обучающихся начальной школы;
  • преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях реализации основных образовательных программ.  

Семинар вел кандидат педагогических наук, доцент, руководитель методической службы издательства «Академкнига/Учебник»  Александр Михайлович Соломатин.

Скачать презентацию

Последнее обновление 15.10.12 11:29
 


Copyright © 2010 "Екатеринбургский "Дом Учителя"

Дизайнер и веб-разработчик сайта Крылов Алексей

620014 г. Екатеринбург

ул. Воеводина, д.4

тел: (343) 371-28-08, 371-41-57